Устранение нарушений законодательства о погребении и похоронном деле
В соответствии с положениями Федерального закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий.
Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законодательством возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления (ст. 29 Закона о погребении).
Специализированной службой по вопросам похоронного дела также оказываются услуги при погребении умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего.
Цель создания специализированных служб по вопросам похоронного дела заключается в обеспечении государственных социальных гарантий для погребения умерших при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя или при невозможности осуществить ими погребение или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что обязанность по организации похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению — на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
При этом проведенными прокуратурой Челябинской области проверками в рассматриваемой сфере вскрыты существенные нарушения, что повлекло необходимость обращения прокурора в суд для их устранения.
Так, решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.09.2023 удовлетворены исковые требования прокуратуры Челябинской области к Администрации Миасского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью, которым вопреки требований закона предоставление гарантированного перечня услуг по погребению возлагалось на коммерческую организацию.
Федеральный законодатель предусмотрел создание специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона о погребении и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Соответственно, законодатель разделил хозяйствующие субъекты в сфере похоронного дела на специализированные службы, занимающиеся погребением и безвозмездным оказанием ритуальных услуг в пределах гарантированного государством перечня, а также на ритуальные организации, наделенные правом оказания ритуальных и сопутствующих услуг, не относящихся к услугам по погребению.
При этом органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела коммерческим организациям.
По аналогичным основаниям в Арбитражном суде Челябинской области рассматривается дело по заявлению прокуратуры Челябинской области к органу местного самоуправления в Копейском городском округе.
Также вскрыт факт неправомерного заключения в Сосновском муниципальном районе концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию кладбища. Данное соглашение заключено с нарушением требований закона, предусматривающих закрытый перечень объектов концессионного соглашения, к которым кладбища не относятся.