Тюменская таможня разъясняет как подать жалобу в электронной форме
Подача жалобы в электронном виде — удобный и доступный способ для физического лица и участника ВЭД обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц.
Порядок их рассмотрения регламентирован главой 51 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании).
Жалоба может быть подана в электронном виде (статьи 290, 300 Закона о таможенном регулировании). Она содержит те же, обязательные к отражению в ней условия, что и подача жалобы в письменном виде:
1) наименование таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица или наименование юридического лица, подающих жалобу, идентификационный номер налогоплательщика, его место нахождения;
3) существо обжалуемого решения, действия (бездействия);
4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.
Жалоба, поданная в виде электронного документа, должна быть подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью, либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.
Порядок получения электронной подписи регулируется Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Порядок подачи жалобы в таможенные органы в виде электронного документа, а также Порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб, поданных в электронном виде утверждены приказом ФТС России от 25 февраля 2022 г. № 130 «Об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в электронной форме» (зарегистрирован в Минюсте России 19 мая 2022 г. № 68525).
Жалоба в электронном виде подается через автоматизированную подсистему «Личный кабинет» (далее – АПС «Личный кабинет») по адресу: http//edata.customs.ru.
Порядок подачи жалобы в электронном виде:
1) вход в личный кабинет участника ВЭД происходит посредством заполнения логина и пароля на главной странице;
2) в разделе «Все сервисы» необходимо открыть вкладку «Сервисы», доступные в личном кабинете участника ВЭД;
3) в поисковой строке необходимо ввести слово «Жалоба» и выбрать сервис из появившегося списка;
4) в высветившемся окне «Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенных органов» необходимо начать работу с выбранным сервисом;
5) начинаем создавать жалобу, нажав на ссылку «Подать жалобу». В случае подачи жалобы представителем от имени юридического лица необходимо оформление доверенности в личном кабинете участника ВЭД (см. информационный сервис «Доверенности на сотрудников»);
6) в случае необходимости прикрепления документов, подтверждающих обстоятельства и доводы жалобы, необходимо их добавить в разделе «Перечень прилагаемых документов, добавить». Допускается прикрепление документов из электронного архива документов;
7) при заполнении полей жалобы в автоматическом режиме в АПС «Личный кабинет» проводится форматно-логический контроль передаваемых сведений. В случае выявления ошибок их перечень, подлежащий устранению, отображается автоматически;
8) сохраняем созданную жалобу;
9) открываем жалобу в формализованном виде и проверяем ее содержание;
10) после проверки жалобы отправляем ее в таможенный орган.
Обращаем внимание, что жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Например, если обжалуется решение Тюменский таможни, то жалоба подается в Уральское таможенное управление; жалоба на решение таможенного поста, подчиненного Тюменской таможне, подается в Тюменскую таможню.
11) После прохождения форматно-логического контроля в АПС «Личный кабинет» в автоматическом режиме направляется электронное уведомление о том, что форматно-логический контроль пройден и жалоба принята в обработку;
12) датой, с которой начинают исчисляться сроки рассмотрения жалобы, считается дата, указанная в электронном уведомлении о принятии жалобы к рассмотрению, автоматически направленном посредством ИПС ПЗ «Обжалование».
Электронный вид жалобы эквивалентен письменному и не требует дублирования. Вне зависимости от способа подачи жалобы, ее рассмотрение осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные главой 51 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Мария Кудряшова, пресс-секретарь Тюменской таможни