С 01.06.2025 вступили в законную силу изменения, внесенные в 2024 году в Федеральный закон от 07.08.2001 № 522-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».
С этого момента расширены полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Ведомство получило право приостанавливать переводы банковских клиентов, если те подозреваются в легализации средств, полученных преступным путем.
Блокировки не будут носить массового характера. Их причинами являются подозрение в финансировании терроризма и в легализации средств, полученных преступным путем.
Право блокировать переводы с карты на карту есть у банка и платежной системы.
Такое возможно, если операция имеет сомнительные признаки.
Финансовые организации обязаны отслеживать все переводы клиентов на предмет мошенничества. Это требование Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161).
Одним из главных признаков сомнительного платежа является нахождение получателя перевода в базе клиентов, замеченных в мошеннических операциях.
Банк обязан заблокировать такой перевод, связаться с клиентом и уточнить, действительно ли он отправлял деньги.
Клиенту дается два дня на отзыв операции.
Если клиент добровольно переводил средства, банк разблокирует платеж, в противном случае – вернет средства на счет.
Если же финансовая организация отправит перевод мошенникам, не связавшись с клиентом, она будет обязана компенсировать сумму в полном объеме.
Под блокировку в рамках Закона № 161 также попадет перевод в случае, если: данные получателя использовались для подозрительных операций, по данным антифрод-систем банков (программно-аппаратных комплексов, предназначенных для выявления и предотвращения мошеннических операций в финансовой сфере); деньги переведены с устройства, ранее используемого мошенниками; в отношении получателя возбуждено уголовное дело; операция имеет нетипичный характер (сумма перевода, количество платежей, время их проведения); платежу предшествовала нетипичная телефонная активность клиента (долгие телефонные разговоры, значительное количество СМС-сообщений).
Банк также может заблокировать крупный перевод и запросить документы, подтверждающие происхождение средств.
В ряде случаев могут быть заблокированы операции с карт, которыми клиент не пользуется активно, в частности, не осуществляет обязательные платежи.
Кроме того, под блокировку может попасть платеж, если клиент только что получил деньги и тут же перевел их дальше. В зоне риска и множественные переводы разным лицам.
По материалам, предоставленным управлением правовой статистики, информационных технологий и защиты информации прокуратуры Пензенской области.







