Результаты прокурорского надзора в жилищно-коммунальной сфере за 2022 год
В 2022 году надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства оставался в числе приоритетных.
Особое внимание уделялось полноте выполнения органами публично-правовых образований, хозяйствующими субъектами обязанностей в части своевременного предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, эксплуатации, ремонта и содержания жилищного фонда, инженерной инфраструктуры.
Неисполнение мероприятий по обеспечению энергетической эффективности послужило основанием для внесения представлений об устранении нарушений закона прокурорами Калининского района г. Челябинска, Уйского района и г. Кыштыма руководителям коммунальных предприятий, по результатам рассмотрения которых выполнены работы по восстановлению тепловой изоляции на участках тепловых сетей.
Прокурором г. Миасса приняты меры реагирования в связи с ненадлежащим состоянием системы электроснабжения потребителей п. Ленинск, по представлению прокурора электросетевой организацией ОАО «МРСК Урала» в план ремонтных работ включены работы по замене 6 опор, замене провода, протяженностью 1,74 км на ВЛ 6 кВ Дражный.
Прокурорского вмешательства потребовали факты непринятия органами местного самоуправления мер по передаче прав владения и пользования в отношении коммунальных объектов по концессионным соглашениям.
Так, по основаниям нарушения Федерального закона «О теплоснабжении», предусматривающего обязательное заключение концессионного соглашения, удовлетворены требования прокурора области о признании недействительным договора аренды муниципального имущества, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района и ООО «Тепловая-эксплуатационная компания № 1», судом применены последствия недействительности сделки. Также признаны недействительными договоры аренды объектов теплоснабжения, заключенные между Администрацией Сухореченского сельского поселения Карталинского муниципального района и ООО «ЖКХ «Партнер», между Управлением по муниципальному имуществу и земельным отношениям Южноуральского городского округа и
ООО «Теплосервис», между администрацией Томинского сельского поселения Сосновского муниципального района и ООО «Здоровый дух».
Всего по таким искам в результате прокурорского вмешательства в порядке арбитражного судопроизводства пресечено неправомерное завладение находящимися в муниципальной собственности 45 объектами коммунального хозяйства (недвижимого имущества и оборудования), земельными участками под ними на сумму свыше 53 млн рублей.
Проделана значительная работа по понуждению органов местного самоуправления принять меры по постановке на учет бесхозяйных коммунальных объектов.
По требованиям прокуроров о принятии на учет бесхозяйных объектов коммунального хозяйства судами удовлетворено 672 иска.
Так, прокурором г. Верхнего Уфалея в суд предъявлено 126 исков к администрации Верхнеуфалейского городского округа о возложении обязанности обеспечить постановку на учет в Управлении Росреестра по Челябинской области бесхозяйных сетей.
Аналогичные исковые требования заявлялись прокурорами Брединского, Верхнеуральского районов, городов Еманжелинска, Карабаша, Копейска, Тракторозаводского района г. Челябинска, Катав-Ивановским и Саткинским городскими прокурорами и другими.
Прокурорами пресечены нарушения законодательства в сфере обслуживания жилищного фонда и оказания жилищно-коммунальных услуг управляющими и обслуживающими организациями.
Потребовала прокурорского вмешательства ситуация, связанная со снижением параметров теплоносителя во внутридомовой инженерной системе дома № 17 по ул. Тургенева в г. Златоусте, работы, выполненные управляющей компанией в ходе подготовки к отопительному периоду, не обеспечили полную готовность системы и предоставление собственникам коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения надлежащего качества.
По представлению прокурора управляющей организацией
ОООУК «ЗлатСитиСервис» проведена промывка системы теплоснабжения дома гидропневматическим методом, что позволило стабилизировать и привести в соответствие с нормативными требованиями параметры теплоснабжения в жилых помещениях. Управляющая организация привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа.
Принимались меры, направленные на установление причин формирования задолженности за поставленные топливно-энергетические ресурсы, выявление и пресечение неправомерного использования денежных средств граждан.
В результате принятых мер хозяйствующими субъектами в суды направлены заявления о выдаче судебных приказов на сумму 69,2 млн рублей, судебными приставами-исполнителями приняты меры по взысканию 30 млн рублей, на погашение перед поставщиками направлено 181,3 млн рублей.
Прокурорами принимались меры для организации и надлежащего оборудования мест накопления твердых коммунальных отходов.
В 2022 году в суд предъявлено 208 исков указанной категории, судами рассмотрено и удовлетворено 153 исковых заявления.
Так, прокурором г. Усть-Катава в 2022 году в суд предъявлено 5 исковых заявлений к администрации Усть-Катавского городского округа о возложении обязанности установить специальные площадки для установки контейнеров для сбора мусора. Исковые заявления рассмотрены и удовлетворены, исполнены.
Аналогичные исковые требования заявлялись прокурорами Верхнеуральского, Брединского, Нязепетровского районов, городов Еманжелинска, Копейска, Златоуста, Коркино, ЗАТО г. Трехгорный и другими.
Органами прокуратуры области продолжена работа по обеспечению безопасности внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах. В 2022 году в суды предъявлено 96 исков указанной категории, судами рассмотрено и удовлетворено 67 исковых заявлений.
Прокурором Еткульского района в суд предъявлено 14 исковых заявлений о возложении обязанности на управляющие организации организовать проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования с истекшим нормативным сроком службы в многоквартирных домах. Предъявленные исковые заявления рассмотрены и удовлетворены, исполнены.
Аналогичные исковые требования заявлялись прокурорами г. Коркино, Ленинского, Советского, Тракторозаводского районов г. Челябинска.
Органами прокуратуры области на системной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.
На территории области по состоянию на 01.01.2023 расположено 1264 многоквартирных дома, признанных аварийными, в которых проживает более 25 тыс. человек.
В 2022 году расселено 98 многоквартирных домов (2,72 тыс. человек).
В ходе надзорных мероприятий по соблюдению жилищных прав граждан, проживающих в жилых домах, признанных непригодными для проживания, выявлялись факты ненадлежащей работы органов местного самоуправления.
Проведенной прокурором Аргаяшского района проверкой установлено, что на территории муниципального образования расположено 11 многоквартирных домов, признанных аварийными подлежащими сносу, один из которых включен в областную адресную программу переселения. Органом местного самоуправления меры к расселению жителей аварийных домов, в том числе в маневренный жилой фонд, не принимаются, финансирование указанных расходов в бюджете не предусмотрено. В связи с этим, прокурором главе муниципального района внесено представление, которое рассмотрено, приняты меры к устранению нарушений.
Межведомственными комиссиями с участием прокуроров обследованы аварийные дома на предмет безопасности проживания в них граждан, принимались соответствующие меры прокурорского реагирования, которыми достигнуто сокращение сроков расселения, ранее установленных органами местного самоуправления.
В связи с непринятием органами местного самоуправления Троицкого муниципального района мер по внесенному прокурором представлению о необходимости сокращения сроков расселения двух признанных аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домов, прокурор обратился в суд с исковыми заявлениями.
Вступившими в законную силу решениями Троицкого городского суда удовлетворены требования прокурора о возложении на администрацию района обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока расселения жителей многоквартирных домов, установив разумный срок отселения, не превышающий 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Судебные решения находятся на принудительном исполнении.
В связи с отказами органов местного самоуправления от обследования многоквартирных домов, в которых имеются помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию, на предмет их аварийности с привлечением специализированной организации, прокурорами принимаются меры к их понуждению в судебном порядке.
Прокуратурой г. Челябинска совместно с органами государственного жилищного контроля выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации многоквартирного дома № 51 по ул. Сулимова в г. Челябинске, которые могут свидетельствовать об аварийности дома. По указанным фактам прокурором главе г. Челябинска внесено представление с требованием о проведении технического обследования дома специализированной организацией и рассмотрении вопроса об аварийности здания. В связи с непринятием мер по устранению нарушений прокурор обратился в суд к администрации города с требованием инициировать мероприятия по проведению специализированной организацией обследования технического состояния многоквартирного дома. Решением Советского районного суда г. Челябинска исковое заявление прокурора города удовлетворено, решение в законную силу не вступило.
Аналогичные требования прокуроров г. Троицка и Тракторозаводского района г. Челябинска к органам местного самоуправления рассматриваются в настоящее время в судах в отношении многоквартирных домов: № 12а квартал
№ 10 г. Троицка и № 10 по ул. Савина в г. Челябинске. Решения судами не приняты.
Работа в указанном направлении продолжается.