Результаты исполнения требований федерального законодательства при обороте земель сельхозназначения

Законодательство Российской Федерации устанавливает ряд ограничений и особенностей владения, пользования и распоряжения землями сельскохозяйственного назначения.

Так, владеть земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения могут граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать такими земельными участками только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания агролесомелиоративных и агрофитомелиоративных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, для целей аквакультуры (рыбоводства), для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.

Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определены особенности купли-продажи земельных участков из земель указанной категории. Так, продавец земельного участка обязан в установленном порядке уведомить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием существенных условий такого договора. При этом срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем 90 дней.

При этом, субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка (за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд) по цене, за которую он продается. Несоблюдение преимущественных прав указанных субъектов ведет к признанию такой сделки ничтожной.

Прокуратурой области в 1 полугодии 2024 года организовано проведение надзорных мероприятий по фактам отчуждения земельных участков, находившихся в государственной и муниципальной собственности, без конкурентных процедур, использования и оборота земель сельскохозяйственного назначения, самовольного занятия земельных участков данной категории, их нецелевого использования, размещения несанкционированных свалок, возмещения ущерба, причиненного правонарушениями и преступлениями в указанной сфере.

К настоящему времени в связи с выявленными нарушениями в суды общей юрисдикции, в арбитражный суд предъявлено 19 исковых заявлений о возврате во владение муниципальных образований земельных участков (взыскании их стоимости) общей площадью 3 840 тыс. кв.м. на общую сумму 179 650 тыс. рублей.

Кроме того, предъявлены 2 исковых заявления о взыскании с физического лица, признанного виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, 144 млн руб. ущерба, причиненного незаконным отчуждением земельного участка, и с организации, получившей данный объект недвижимости в сумме  59 млн рублей неосновательного обогащения и возврате в муниципальную собственность земельного участка, площадью 18 тыс. кв. м.

В действиях органов местного самоуправления пресечены нарушения при отчуждении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. По результатам прокурорской проверки 05.06.2024 возбуждено уголовное дело по факту предоставления неустановленными должностными лицами администрации одного из муниципалитетов Челябинской области 2 земельных участков по заведомо заниженной стоимости по п. е ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В ходе проведенного анализа соответствия нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности требованиям федерального законодательства, прокурорами городов и районов опротестованы отдельные положения 13 административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в сфере землепользования.

В свою очередь прокуратурой области в соответствии со  ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» 05.06.2024 в Законодательное Собрание Челябинской области направлено предложение о внесении изменений в Закон Челябинской области от 13.04.2015 № 154-ЗО «О земельных отношениях» в части устранения пробела в правовом регулировании общественных отношений при предоставлении на праве аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления деятельности путем установления предельного максимального размера земельного участка, которое рассмотрено и удовлетворено.

0

Похожие статьи

Обзор нового Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»

В октябре текущего года вступил в силу Федеральный закон от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».   Основания приобретения гражданства Российской Федерации Согласно данному федеральному…

0

Уголовная и административная ответственность за совершение преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств.

Наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с…

0

Ответственность за незаконный оборот наркотических средств

В Российской Федерации за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, к которой могут быть привлечены лица, достигшие…

0

Прокуратура Советского района разъясняет

Принят новый Закон о гражданстве Российской Федерации   Федеральным законом от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской…

0

Правила пребывание на территории РФ иностранных граждан на основании единой электронной визы

Порядок оформления единых электронных виз иностранным гражданам установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2020 г. № 1793. Перечень иностранных государств, граждане…

0
Авторизация
*
*

Забыли пароль?

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля