Работа с обращениями является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Увеличение активности граждан также способствует возможность направления обращений посредством Интернет-ресурсов. Правоотношения, связанные с реализацией гражданами гарантированного Конституцией Российской Федерации (статья 33) права на обращение, регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45. Согласно действующему законодательству обращения могут направляться в письменной форме или в форме электронного документа, а также излагаться уполномоченному должностному лицу в ходе личного приема. Иногда граждане сообщают по телефону, что они хотят оперативно направить жалобу или заявление, но не могут лично обратиться в органы прокуратуры по причине проживания в другом населенном пункте, невозможности покинуть рабочее место и в силу других причин. Для этого в органах прокуратуры функционирует Единый портал органов прокуратуры Российской Федерации (ЕПП). Чтобы направить обращение в электронной форме необходимо зайти на официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет (epp.genproc.gov.ru), раздел «Интернет-приемная»», вкладка «Обращение в прокуратуру», выбрать орган прокуратуры (субъект, район куда направляется обращение) заполнить предусмотренные законом реквизиты и изложить суть вопроса. При направлении обращений через ЕПП предусмотрена автоматическая фиксация (присвоение номера обращению). Кроме того, имеется возможность обратиться в органы прокуратуры с жалобой через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). Такие обращения могут быть направлены практически с любого гаджета в удобное для гражданина время. Поэтому количество электронных обращений ежегодно увеличивается и составляет около 1/3 поступивших обращений. В обращении обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя, адрес (почтовый или электронный — в зависимости от способа направления обращения), по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса. Письменное обращение должно также содержать личную подпись гражданина и дату. Какого-либо обязательного образца (бланка) либо структуры обращения не существует. Главное, чтобы было понятно, кто обращается и по какому вопросу. Между тем, нередко в обращениях отсутствуют сведения, достаточные для их полного, всестороннего и объективного рассмотрения (не указано где, когда и кем были нарушены права заявителя и иных лиц; какое процессуальное решение либо правовой акт обжалуется и т.д.). Например, невозможно разрешить по существу заявление о невыплате заработной платы, если не указаны сведения о предприятии, допустившем указанное нарушение. Либо нельзя проверить судебное решение, сведения о котором в заявлении отсутствуют. К обращению заявители вправе прилагать необходимые документы и материалы (как в письменном виде, так и в электронной форме). В ряде случаев указанные материалы позволяют сократить сроки проверки и оперативно принять меры прокурорского реагирования. За такую помощь мы всегда благодарны гражданам.
Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и в соответствии с полномочиями разрешают обращения о нарушении законов. Обращения граждан, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, а также подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение семи дней направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля с одновременным уведомлением заявителя. В целях оперативного разрешения обращений и во избежание увеличения сроков их рассмотрения (с учетом пересылки по компетенции либо подведомственности) рекомендуется адресовать жалобы и заявления непосредственно в соответствующую прокуратуру, либо уполномоченный государственный орган.
