Профилактика буллинга
Сегодня проблеме жестокого обращения в детской и подростковой среде уделяется самое пристальное внимание. Подростковая жестокость в нашем понимании – это всегда устойчивый и способный к своему дальнейшему негативному развитию феномен, особо раскрывающий себя в отношениях с другими детьми.
На сегодняшний день система детского насилия, реализуемого в пространстве организованного или неорганизованного детского сообщества носит название буллинг. В этой системе определяются роли обидчиков (притеснителей), обижаемых (притесняемых), сторонних наблюдателей – взрослых и детей. Если родителям стало известно, что их ребёнок подвергся травле со стороны одноклассников, необходимо поставить в известность классного руководителя, а также администрацию школы с настоятельным требованием разобрать ситуацию в их присутствии, с приглашением школьного психолога, социального педагога, сторон обидчика, собрав, экстренный профилактический совет школы с присутствием всех его специалистов. В рамках заседания профилактического совета всем его членам необходимо постараться решить возникшую проблему, а главное в будущем не допустить ухудшения ситуации, т.е. распространения травли.
В случае если не юридический метод не дал положительных результатов, необходимо обратиться в полицию, прокуратуру, управление образования (области, города) с целью контроля за мероприятиями, которые должны осуществляться при указанном факте со стороны классного руководителя и школы, уполномоченному по правам ребёнка, чтобы привлечь внимание к сложившейся ситуации.
Если родитель ребёнка, подвергшегося буллингу, решил поговорить с обидчиком, то в данном случае стоит учитывать тон разговора, содержание и последствия. Каждый родитель готов защищать своего ребёнка на имеющихся основаниях, и, если разговор вдруг будет направлен на высказывание угроз различного вида в отношении обидчика, в данном случае его родители вправе обратиться в органы внутренних дел для разбирательств. И конечно, никакой физической силы в отношении обидчика.
Помощь при буллинге наиболее эффективна при целенаправленной совместной работе всех органов системы профилактики. В дальнейшей работе с агрессивными подростками необходимо обязательно учитывать индивидуальный подход в каждом случае буллинга. Его жертвой может стать любой ребёнок, поэтому надо усиливать профилактическую работу по гармонизации психологического климата в образовательном учреждении. Здесь перед всеми специалистами системы профилактики ставится комплекс задач, целью которых является психокоррекционная работа (с подбором диагностических методик) (с жертвами травли, буллерами и в целом коллективами классов) с выработкой профилактических мер по предотвращению случаев жестокого обращения.
Проводятся специальные занятия с коллективами классов на развитие у ребят чувства ответственности не только за себя и своего друга, но и за каждого члена коллектива класса. Реализуются психопрофилактические занятия, направленные на то, чтобы научить детей правильно общаться, строить дружеские отношения со сверстниками, находить выход из конфликтных ситуаций.