Практика оспаривания в арбитражном суде сделок, заключенных с нарушением законодательства о контрактной системе
Надзор за состоянием законности в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является одним из ведущих направлений деятельности прокуратуры.
Восстановление нарушенных интересов публичных образований при заключении и исполнении государственных контрактов осуществляется в том числе путем оспаривания таких сделок в судебном порядке.
Федеральным законом от 01.07.2021 № 282-ФЗ внесены изменения в часть 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающую полномочия прокурора по обращению с исками и заявлениями в арбитражный суд.
Согласно указанным изменениям полномочия прокурора в арбитражном процессе расширены и позволяют прокурору предъявлять в арбитражный суд иски о признании недействительными сделок, заключенных с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в сфере государственного оборонного заказа заказчиками, поставщиками (подрядчиками, исполнителями), субподрядчиками, соисполнителями.
При этом для оспаривания вышеуказанных сделок теперь не имеет значения наличие в уставном капитале (фонде) участников сделки доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
В 2024 году, текущем периоде 2025 года по искам прокуратуры области признавались недействительными муниципальные контракты, заключенные с единственным поставщиком в результате дробления – разделения муниципальных контрактов, каждый на сумму, не превышающую 600 тыс. руб., с целью не проводить предусмотренные действующим законодательством конкурентные процедур для определения поставщиков (подрядчиков) для муниципальных нужд. В порядке применения последствий судом с исполнителей муниципальных контрактоввзыскивались все полученное по сделкам, как не основательное обогащение.
Всего по итогам работы в 2024 году в суд направлено 22 таких исковых заявления, удовлетворены требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок на сумму свыше 14,8 млн рублей, в 2025 году удовлетворены требования о взыскании с подрядчиков, поставщиков по муниципальным контрактам неосновательного обогащения в размере 12,5 млн рублей.
Кроме того, прокурор наделен полномочиями по обращению в арбитражный суд с исками о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В 2024 году удовлетворены иски о возмещении ущерба, причиненного неисполнением подрядчиками условий государственных контрактов, на сумму свыше 2 млн рублей.
В текущем году общая сумма ущерба, заявленная в исках прокуратуры области в интересах Российской Федерации и Челябинской области, составила свыше 160 млн рублей.