Практика оспаривания прокурором сделок, заключенных органами государственной власти и местного самоуправления с единственным поставщиком
Основной задачей прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Достижение этой задачи обеспечивается, в том числе, участием прокуроров в рассмотрении дел судами.
В ходе прокурорского надзора нередко выявляются ситуации, при которых государственные и муниципальные заказчики пренебрегают использованием конкурентных процедур, либо намеренно их не используют, в том числе с целью обогащения аффилированных лиц, злоупотребляют правом на осуществление закупки у единственного поставщика.
Всего за 9 месяцев 2024 года прокуратурой Челябинской области в арбитражный суд предъявлено 20 исков о признании недействительными сделок, заключенных с единственным поставщиком, рассмотрено 7 таких исков, по 3 требования прокурора судом удовлетворены, по 1 производство прекращено в связи с добровольным исполнением ответчиками требований прокурора, 3 решения суда об отказе в удовлетворении требований обжалуются прокуратурой области в суде апелляционной инстанции.
Можно выделить типичные нарушения в данной сфере правоотношений:
- Выявление прокурорами фактов намеренного «дробления» заказчиками единой закупки с целью минования конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Федеральным законодателем предусмотрена возможность для государственных и муниципальных заказчиков заключать контракты с единственным поставщиком на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Вместе с тем, прокурорами выявляются факты, когда заказчик злоупотребляет указанным правом и с целью обхода конкурентных процедур намеренно заключает с одним и тем же исполнителем (поставщиком, подрядчиком) несколько контрактов на одни и те же виды работ (товаров, услуг).
Судебной практикой выработаны признаки искусственного «дробления» закупок:
— контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими самостоятельными договорами (контрактами);
— контракты заключены в один период времени;
— условия контрактов идентичны, имеют фактическую направленность на достижение единой хозяйственной цели;
— как правило, сторонами по контрактам являются одни и те же лица;
— единая форма контрактов (договоров).
Судебная практика складывается таким образом, что искусственно «раздробленные» контракты признаются недействительно (ничтожной) сделкой, при этом применяются последствия недействительности ничтожной сделки в виде односторонней реституции несмотря на то, что работы фактически выполнены и приняты заказчиком, с подрядчика в полном объеме взыскиваются денежные средства, полученные по сделкам.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2024, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, удовлетворены исковые требования прокуратуры области, признаны недействительными 15 контрактов, заключенных между МБУ «Геоцентр» и ООО «Стройторг» на поставку скального грунта и фракционного щебня для обустройства проездов и тротуара в целях благоустройства территории в г. Челябинске, заключенные с единственным поставщиком минуя процедуру торгов, взыскано неосновательное обогащение, полученное по сделкам, в сумме свыше 8 млн рублей. Решение предъявлено к принудительному исполнению.
- Неправомерное заключение заказчиком государственного (муниципального) контракта с единственным поставщиком.
Норма федерального закона, предусматривавшая право субъектов Российской Федерации самостоятельно определять случаи, при которых возможна закупка у единственного поставщика, утратила силу с 25.12.2023.
Вместе с тем, в ходе надзорных мероприятий выявлены неединичные случаи, когда государственные и муниципальные заказчики продолжают заключать контракты с единственным поставщиком на основании постановления Правительства Челябинской области после того, как норма федерального закона утратила силу.
В текущем году по данным основаниям прокуратурой области в арбитражный суд направлено 3 исковых заявления об оспаривании государственных контрактов, при этом 2 контракта заключены в рамках реализации национальных проектов, по 1 иску производство прекращено в связи с добровольным исполнением требований прокурора.
Работа на данном направлении прокуратурой области продолжена.