Организация прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности
Надзор за соблюдением прав предпринимателей прокуратурой Челябинской области осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, а также организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В1 полугодии 2024 года прокурорами приняты меры к устранению 1612 нарушений законов в данной сфере, отменено или изменено 297 правовых актов, по результатам прокурорского вмешательства к дисциплинарной ответственности привлечено 262 лица. В административном порядке наказано31 должностное лицо, в защиту предпринимателей в суды направлено 2 заявления, объявлено 77 предостережений о недопустимости нарушения закона.
В обстановке неблагоприятных внешнеполитических и экономических фактов особе внимание уделялось вопросам защиты прав добросовестных предпринимателей и инвесторов, формирования комфортных условий для ведения бизнеса, соблюдения органами власти порядка предоставления финансовой поддержки, оказания публичных услуг.
Прокуроры ориентированы на обеспечение упреждающего надзора за соблюдением прав предпринимателей, активное использование прямого диалога с бизнесом, получение информации из общедоступных источников, включая средства массовой информации, социальные сети, мессенджеры.
На регулярной основе руководством прокуратуры области проводятся личные встречи с предпринимателями, в том числе с выездом в города и районы, ведется личный прием.
В числе приоритетных направлений деятельности прокуроров по-прежнему остается надзор в сфере исполнения государственными и муниципальными заказчиками финансовых обязательств перед субъектами предпринимательской деятельности.
В результате комплекса принимаемых прокурорами мер в текущем году удается добиваться погашения вновь образованной просроченной задолженности перед субъектами предпринимательской деятельности по исполненным контрактам.
В целях недопущения накопления в текущем году просроченной задолженности учреждениями здравоохранения 31.01.2024 заместителем прокурора области о недопустимости нарушений закона предостережен руководитель регионального Минздрава. Прокурорами городов и районов, на территории которых ранее имелась задолженность, в феврале текущего года руководителям медицинских организаций объявлено 17 предостережений.
Исполняющим обязанности прокурора Челябинской области во Всероссийский день приема предпринимателей на личном приеме принят индивидуальный предприниматель по вопросу наличия задолженности по договору поставки мебели со стороны ГБУЗ «Городская больница им. А.П. Силаева г. Кыштым». По результатам рассмотрения обращения прокурором г. Кыштыма в июле 2024 года в адрес руководителя медицинского учреждения внесено представление, которое рассмотрено, задолженность перед субъектом бизнеса погашена в полном объеме.
Прокурорами налажено взаимодействие с органами финансового контроля. Так, по результатам рассмотрения актов Контрольной счетной палаты Озерского городского округа и Контрольно-ревизионного отдела администрации Озерского городского округа в деятельности трех муниципальных бюджетных учрежденийустановлены нарушения сроков оплаты поставленных товаров (работ, услуг), которые послужили основанием для возбуждения в отношении заведующих учреждений дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Постановлениями УФАС по Челябинской области должностные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа, который заменен на предупреждение.
Одним из способов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является осуществление у них публичных закупок в объеме не менее 25% совокупного годового объема. Анализ сайта zakupki.gov.ru свидетельствует о том, что в ряде случаев заказчики не соблюдают требования ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в части размещения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и отчета об объеме закупок российских товаров в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, либо не выполняют установленную обязанность по соблюдению установленного минимума объема закупок у субъектов МСП.
Такие нарушения выявлялись в деятельности государственных и муниципальных заказчиков прокурорами городов Верхнего Уфалея, Кыштыма,ЗАТО Трехгорный, Магнитогорска, Челябинска, Уйского,Ашинского, Верхнеуральского районов и другими. С целью их устранения прокурорами внесено более 40 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 25 должностных лиц, возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, объявлено 8 предостережений.
Надзорными средствами пресекались факты затягивания процедуры рассмотрения заявлений бизнесменов, истребования излишних документов, необоснованных отказов в предоставлении услуг.
В 1 полугодии 2024 года по протестам прокуроров городов Кыштыма, ЗАТО Трехгорный, Еткульского, Кизильского,Кусинского, Троицкого районов приведены в соответствие с федеральными нормами 18 муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок оказания муниципальных услуг.
Прокуроры принципиально реагировали на нарушения прав хозяйствующих субъектов при проведении конкурентных процедур со стороны государственных и муниципальных органов.
Так, прокуратурой г. Верхнего Уфалея в деятельности МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени» выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в части неоднократного «дробления» закупок на поставку оборудования, с целью ухода от процедур и осуществления закупки с единственным поставщиком, что в отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, возможности реализовать свое право на заключение контракта.
Таким образом, МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени» уклоняясь от закупки оборудования в соответствии с законом о контрактной системе заключено 9 контрактов с единственным поставщиком на общую сумму 5 млн рублей, что превысило лимит годового объема закупок по п. 5 ч. 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ, привело к нарушению прав предпринимателей и способствовало ограничению конкуренции для добросовестных субъектов предпринимательской деятельности.
В связи с чем, прокуратурой города 26.06.2024 руководителю учреждения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Работа по защите прав субъектов предпринимательской деятельности продолжается в плановом порядке с учетом требований Генеральной прокуратуры Российской Федерации.