Ограничения на проведение внеплановых проверок. Что важно знать о плановых и внеплановых проверках контролирующих органов?
В 2024 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся исключительно по ограниченному перечню оснований, предусмотренному п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
К примеру, по согласованию с органами прокуратуры такое мероприятие проведут, если выявлены индикаторы риска нарушения обязательных требований, либо без согласования органов прокуратуры – по поручению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации.
Общие правила проведения проверок (мероприятий) регламентированы Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением отдельных видов государственного контроля, например, налогового, валютного и таможенного и иных, перечисленных в названном законе.
В числе оснований проверок (мероприятий) названным федеральным законом определены: наличие в контрольном органе сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или об угрозе этого; соответствие объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований или отклонение объекта от параметров; требование прокурора и иные.
При этом в законе могут быть предусмотрены внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит (не исчерпывающий перечень). В этом случае контрольный (надзорный) орган проведет одно из этих мероприятий, если вы предоставите информацию об устранении нарушения, выявленного при периодическом подтверждении соответствия (компетентности). Эта процедура проводится при лицензировании, аккредитации, сертификации и др. В ходе указанных мероприятий будет оцениваться только устранение нарушений.
Чтобы оценить риск причинения вреда (ущерба), контрольный (надзорный) орган при принятии решения о проведении и выборе вида внеплановой проверки (мероприятия) разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований.
В случае, если положением о виде муниципального контроля в соответствии с законом предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
Плановые проверки организации контрольные (надзорные) органы проводят в соответствии с ежегодными планами, согласованными с органами прокуратуры.
Виды и периодичность плановых мероприятий определяются положением о виде контроля. Частота мероприятий зависит от категории риска, присвоенной объекту контроля. Чем она выше, тем чаще проводятся мероприятия (при чрезвычайно высоком риске – не менее одного, но не более двух мероприятий в год, в случае низкой категории риска – плановые мероприятия не проводятся). В положении о виде контроля предусматривается не менее трех категорий риска. В их числе должна быть категория низкого риска.
По окончанию проверки (мероприятия), предусматривающей взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт. По общему правилу он оформляется на месте проведения проверки (мероприятия) в день ее окончания.
Если нарушения не выявлены, сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, в случае выявления нарушений – в акте указывается, какое обязательное требование нарушено. Когда нарушение устранено до окончания проверки (мероприятия), это отражается в акте. К акту приобщаются документы, иные материалы, которые подтверждают нарушение требований, а также заполненные проверочные листы.
Кроме того, вам выдадут предписание об устранении нарушений в разумные сроки и (или) проведении необходимых мероприятий; примут меры вплоть до обращения в суд; привлекут к ответственности (при наличии таких полномочий), если выявлены признаки преступления или административного правонарушения. В законе о виде контроля могут предусматриваться иные решения, принимаемые при проведении проверок и по их результатам.
Надзор за исполнением требований Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» на любой стадии осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Дополнительным инструментом защиты прав предпринимателей при осуществлении надзора на данном направлении являются исключительные полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по фактам несоблюдения должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
О нарушениях прав предпринимателей и фактах коррупции при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий на транспорте можно сообщить в Рязанскую транспортную прокуратуру по адресу: — , либо в Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру по адресу: —, а также в электронной форме через Единый портал прокуратуры Российской Федерации (epp.genproc.gov.ru) либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).