Об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Возможность изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд предусмотрена статьями 279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации и главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Изъятие производится при необходимости размещения объектов федерального, регионального, местного значения. Понятия таких объектов приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Например, к объектам регионального и местного значения относятся автовокзалы, автодороги, мосты, путепроводы, являющиеся их технологической частью, здания школ, больниц, домов-интернатов, дворцов спорта, полигоны твердых коммунальных отходов, линии электропередачи, газопроводы, кладбища и т.д. (статья 6.1 Закона Ярославской области от 11.10.2006 № 66-з «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области»).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством не подлежат отображению в документах территориального планирования), утвержденными проектами планировки территории.

Для начала процедуры изъятия необходимо сформировать перечень изымаемых земельных участков и находящегося на нем имущества, установить правообладателей.

В статье 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации урегулирована процедура выявления лиц, земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах.

В таких случаях уполномоченные органы не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны:

— запросить сведения в архивах, органах государственной власти и местного самоуправления, у предполагаемых правообладателей;

— опубликовать сообщения о планируемом изъятии, разместить сообщения на официальном сайте, информационных щитах.

Правообладатели должны при этом подать заявления в уполномоченный орган об учете их прав с приложением копий подтверждающих документов.

Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых не были выявлены в таком порядке, имеют право в дальнейшем требовать возмещения, но не возврата земельных участков или расположенных на них объектов недвижимого имущества.

Далее в соответствии со статьей 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченным органом принимается решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В данном решении должны быть указаны изымаемые земельные участки и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах, наличие споров о правах на земельные участки или на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.

Принятие решения об изъятии не препятствует владению, пользованию, распоряжению земельными участками или расположенными на них объектами недвижимого имущества. Продажа или иной способ перехода прав на изымаемые объекты не влечет за собой необходимости принятия нового решения об изъятии или о внесении изменений в ранее принятое решение.

В течение 10 дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган:

— публикует это решение и размещает его на своем официальном сайте;

— направляет копию решения правообладателям письмом с уведомлением о вручении;

— направляет копию решения об изъятии в орган регистрации прав;

Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о нем.

Далее происходит процедура подготовки соглашений об изъятии, для чего уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, согласно статье 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляет кадастровые работы, обращается за кадастровым учетом объектов (при необходимости), выступает заказчиком работ по оценке изымаемых объектов, осуществляет переговоры с правообладателями изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия. Согласие правообладателей на такие действия не требуется. Наличие споров о границах земельных участков, подлежащих изъятию, не являются препятствием для подготовки и последующего заключения соглашения об изъятии.

Правообладатели изымаемой недвижимости обязаны обеспечить доступ к земельным участкам и расположенным на них объектам недвижимого имущества в целях выполнения кадастровых работ, определения рыночной стоимости такой недвижимости.

Размер возмещения определяется на основании статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых.

Не подлежат возмещению объекты или улучшения, которые возведены (обустроены) после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии, за исключением случаев, если разрешение на строительство было выдано до такого уведомления.

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии со статьями 56.9 и 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением отчетов об оценке рыночной стоимости изымаемого имущества, об оценке земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии и направить его в уполномоченный орган, либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

В случае, если по истечении 90 дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии им не представлено подписанное соглашение, уполномоченный орган имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, а также предоставленное возмещение являются основанием для перехода права собственности на указанные объекты, находящиеся в частной собственности, и государственной регистрации такого перехода. Предоставление возмещения в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.

 

0

Похожие статьи

Об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Возможность изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд предусмотрена статьями 279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации и главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Изъятие производится при…

0

Обзор нового Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»

В октябре текущего года вступил в силу Федеральный закон от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».   Основания приобретения гражданства Российской Федерации Согласно данному федеральному…

0

Уголовная и административная ответственность за совершение преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств.

Наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с…

0

Ответственность за незаконный оборот наркотических средств

В Российской Федерации за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, к которой могут быть привлечены лица, достигшие…

0

Прокуратура Советского района разъясняет

Принят новый Закон о гражданстве Российской Федерации   Федеральным законом от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской…

0
Авторизация
*
*

Забыли пароль?

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля