О результатах надзорной деятельности за исполнением законодательства о противодействии коррупции за 9 месяцев 2023 года
Прокуратурой Костромской области особое внимание уделено вопросам противодействия коррупции в целях выявления, пресечения и предупреждения правонарушений данной категории, устранения их причин и условий, привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещения причиненного в результате актов коррупции ущерба.
При реализации надзорных полномочий за исполнением антикоррупционного законодательства в январе – сентябре текущего года выявлено более 900 нарушений. Установлены нарушения запретов, ограничений и обязанностей в деятельности 490 государственных и муниципальных служащих, иных должностных лиц. В целях их устранения принято порядка 850 мер прокурорского реагирования, свыше 630 лиц привлечены по результатам их рассмотрения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Особое внимание уделено выявлению нарушений законодательства о противодействии коррупции, связанных с соблюдением служащими и иными лицами запретов, ограничений и обязанностей, требований о контроле за расходами, пресечением фактов злоупотребления (превышения) должностными полномочиями, непринятия мер к урегулированию конфликта интересов.
Установлены факты представления неполных (недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера более 440 служащими и иными лицами, в деятельности более 50 должностных лиц выявлены нарушения, связанные с неисполнением обязанности по урегулированию конфликта интересов.
К примеру, по представлению прокуратуры Октябрьского района 6 муниципальных служащих администрации Октябрьского муниципального района и 3 руководителя муниципальных учреждений привлечены к дисциплинарной ответственности в связи с сокрытием сведений о полученных в 2022 году доходах, наличии банковских счетов.
Прокуратурой Межевского района установлен факт сокрытия муниципальным служащим Межевского муниципального округа сведений о расходах на приобретение квартиры, что явилось основанием для инициирования проверки по контролю за расходами.
По представлению прокуратуры области к дисциплинарной ответственности привлечен руководитель государственной образовательной организации за непринятие мер к урегулированию конфликта интересов в связи с нахождением в подчинении родственников, в отношении которых лично принимались решения об организации труда и отдыха, определении размера стимулирующих выплат.
Пресечены факты коррупции в отдельных сферах экономики, где повышены риски коррупционных правонарушений.
В этих и других коррупционноемких сферах совместно с правоохранительными и контрольно-надзорными органами реализовывался комплекс мер по противодействию коррупции в целях предотвращения незаконного расходования бюджетных средств, выявления фактов коррупции при исполнении контрактов, аффилированности должностных лиц с хозяйствующими субъектами, оказания им преференций, принятия управленческих решений в условиях конфликта интересов.
Во взаимодействии с органами власти проводится работа, направленная на выявление нарушений, связанных с несоблюдением порядка принятия на работу бывших служащих: к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ привлечены 35 должностных и юридических лиц с назначением штрафов на общую сумму более 1 240 тыс. рублей, из которых 1 110 тыс. рублей к настоящему времени оплачены.
К примеру, по постановлениям Мантуровской межрайонной прокуратуры организация и ее руководитель привлечены к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафов на общую сумму 70 тыс. рублей в связи с ненаправлением в 2022 году в администрацию городского округа город Мантурово уведомления о приеме на работу бывшего муниципального служащего.
Не оставлено без внимания защита прав субъектов предпринимательской деятельности от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц.
Пресечены случаи непринятия организациями различных форм собственности мер по противодействию коррупции.
Прилагались усилия к соблюдению законности при принятии органами власти нормативных правовых актов: установлено 446 нормативных правовых актов (их проектов), содержащих коррупциогенные факторы, из 434 НПА (проектов НПА) к настоящему времени коррфакторы исключены (ряд нормативных правовых актов и их проектов находится в стадии корректировки).
Наиболее подвержены недостаткам нормотворчества нормативные акты (проекты), затрагивающие права и свободы граждан, регламентирующие порядок оказания государственных и муниципальных услуг, осуществление муниципального контроля, в сфере бюджетных правоотношений, государственной и муниципальной собственности.
К примеру, по информации прокуратуры области из проекта постановления администрации области, регламентирующего предоставление льготного проезда на пассажирском автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), исключен коррупциогенный фактор, связанный с необоснованным установлением лимита в 120 бесплатных поездок на городском транспорте для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По протесту прокуратуры области из порядка обеспечения детского населения, получающего паллиативную медицинскую помощь на дому, медицинскими изделиями для поддержания функций органов и систем организма человека, исключен коррупциогенный фактор, связанный с незаконным истребованием у пациента согласия на обработку персональных данных члена своей семьи, в нормативный акт внесены изменения.
Одним из важнейших элементов системы мер противодействия коррупции являлась осуществляемая органами прокуратуры координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией: в результате в январе – сентябре 2023 года в области зарегистрировано 82 коррупционных преступления, в том числе 20 фактов взяточничества.
При реализации надзорных функций прокуроров за исполнением законодательства о противодействии коррупции выявлены преступления, связанные с превышением должностных полномочий и незаконным расходованием бюджетных средств и средств государственных и муниципальных организаций, совершением служебного подлога.
В целях предупреждения преступлений коррупционной направленности органами прокуратуры осуществляется антикоррупционное просвещение и информирование посредством распространения информации о мерах по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, предоставления доступа к материалам антикоррупционной направленности через средства массовой информации, официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», взаимодействия с гражданами, общественными организациями, представителями предпринимательского сообщества по проблемным вопросам противодействия коррупции.
Мероприятия правовой и антикоррупционной направленности проводятся в образовательных организациях, органах государственной и муниципальной власти, учреждениях, трудовых коллективах и др.
На системной основе функционирует постоянно действующая межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции с участием представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, на очередном выездном заседании которой под председательством прокурора региона в сентябре текущего года рассмотрены результаты проверок в органах муниципальной власти Солигаличского муниципального района, по результатам которых в деятельности муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений выявлены факты представления неполных (недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, непринятия мер к урегулированию конфликта интересов, неуведомления представителя нанимателя (работодателя) об осуществлении иной оплачиваемой деятельности, а также иные нарушения антикоррупционного законодательства, в том числе при осуществлении муниципальных закупок и использовании муниципального имущества.
Для устранения нарушений законодательства о противодействии коррупции в деятельности муниципальных органов и организаций, а также принятия дополнительных мер профилактического характера органам муниципальной власти предложен ряд организационно-практических мероприятий.
Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции с учетом приоритетности указанного направления деятельности продолжен.