О результатах надзорной деятельности за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Прокуратурой Костромской области особое внимание уделено вопросам противодействия коррупции в целях выявления, пресечения и предупреждения правонарушений данной категории, устранения их причин и условий, привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещения причиненного в результате актов коррупции ущерба.
При реализации надзорных полномочий за исполнением антикоррупционного законодательства в истекшем году выявлено свыше 1100 нарушений. В целях их устранения принято более 1000 мер прокурорского реагирования, 780 лиц привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Особое внимание уделено выявлению нарушений законодательства о противодействии коррупции, связанных с соблюдением служащими и иными лицами запретов, ограничений и обязанностей, требований о контроле за расходами, пресечением фактов злоупотребления (превышения) должностными полномочиями, непринятия мер к урегулированию конфликта интересов.
Установлены факты представления неполных (недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 660 служащими и иными лицами, в деятельности 68 должностных лиц выявлены нарушения, связанные с неисполнением обязанности по урегулированию конфликта интересов.
Так, по представлению прокуратуры Солигаличского района 7 муниципальных служащих администрации Солигаличского муниципального района привлечены к дисциплинарной ответственности в связи с сокрытием сведений о полученных доходах на сумму более 200 тыс. рублей, наличии в собственности объектов недвижимости, транспортных средств, банковских счетов.
По представлению прокуратуры области проведена процедура контроля за расходами в отношении должностного лица департамента транспорта и дорожного хозяйства области, не сообщившего источники денежных средств, за счет которых совершены сделки по приобретению жилого дома и земельных участков стоимостью более 4 млн рублей при совокупном семейном доходе 3,3 млн рублей. В связи с сокрытием сведений о произведенных расходах служащий привлечен к дисциплинарной ответственности.
Особое внимание уделяется пресечению фактов коррупции в отдельных сферах экономики, где риски коррупционных правонарушений повышены.
Работа на данном направлении осуществляется с участием контрольно-надзорных и правоохранительными органов, с участием которых планировались и проводились целевые проверочные мероприятия, направленные на выявление коррупционных правонарушений и преступлений, в том числе связанных с расходованием бюджетных средств, осуществлением государственных и муниципальных закупок, реализацией национальных проектов.
По представлению прокуратуры области к дисциплинарной ответственности привлечен руководитель государственного учреждения, не принявший мер к урегулированию конфликта интересов в связи с приемом на работу брата на должность инженера-программиста в отсутствие необходимого образования, предоставлении ему возможности работать удаленно, начислении и выплате ему стимулирующих выплат. Трудовые отношения с родственником прекращены.
Решением Нерехтского районного суда удовлетворен иск прокуратуры о досрочном прекращении полномочий главы городского поселения г. Нерехта, не принявшего мер к урегулированию конфликта интересов при заключении в 2021 году договора купли-продажи муниципального имущества с дочерью, выдаче в 2022 году доверенности брату на представление интересов муниципального образования в суде.
Особое внимание уделено вопросам соблюдения законности при приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих: к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ привлечены 44 должностных и юридических лица с назначением штрафов на общую сумму 1540 тыс. рублей. С учетом штрафов, назначенных в 2022 году, в бюджет региона взыскано 1 690 тыс. рублей.
К примеру, по постановлениям прокурора г. Костромы коммерческая организация и его руководитель привлечены к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафов на общую сумму 70 тыс. рублей в связи с ненаправлением в УФССП России по региону уведомления о приеме на работу бывшего служащего.
Обеспечивалась работа по выявлению и привлечению к административной ответственности юридических лиц в связи с обещанием незаконного вознаграждения должностным лицам: по постановлению прокуратуры области коммерческая организация привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ с назначением штрафа 1 млн рублей в связи с передачей должностному лицу МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» незаконного вознаграждения в интересах организации. Уголовное дело в отношении сотрудника муниципального предприятия по фактам получения взяток и служебного подлога рассматривается судом.
В целях возмещения ущерба органами прокуратуры предъявлено 24 иска и внесудебных меры на сумму 10,7 млн рублей, из них 3,9 млн рублей к настоящему времени фактически взысканы.
Внимание обращалось на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц. Пресечены случаи непринятия организациями различных форм собственности мер по противодействию коррупции.
Особые усилия в истекшем году прилагались к соблюдению законности при принятии органами власти нормативных правовых актов: установлено 597 нормативных правовых актов (проектов НПА), содержащих коррупциогенные факторы, из 584 коррфакторы к настоящему времени исключены.
Наиболее подвержены недостаткам нормотворчества нормативные акты (проекты), затрагивающие права и свободы граждан, регламентирующие порядок оказания государственных и муниципальных услуг, осуществление муниципального контроля, в сфере бюджетных правоотношений, государственной и муниципальной собственности.
К примеру, по информации прокуратуры области из проекта приказа департамента транспорта и дорожного хозяйства области «Об урегулировании отдельных вопросов в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Костромской области» исключен коррупциогенный фактор, связанный с внутренними противоречиями в части порядка направления в уполномоченный орган сведений о водителях.
Одним из важнейших элементов системы мер противодействия коррупции являлась осуществляемая органами прокуратуры координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией: в результате в 2023 году в области зарегистрировано 101 коррупционное преступление, в том числе 23 факта взяточничества.
При реализации надзорных функций прокуроров за исполнением законодательства о противодействии коррупции выявлены преступления, связанные с превышением должностных полномочий и незаконным расходованием бюджетных средств и средств государственных и муниципальных организаций, совершением служебного подлога.
В целях предупреждения преступлений коррупционной направленности органами прокуратуры осуществляется антикоррупционное просвещение и информирование посредством распространения информации о мерах по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, предоставления доступа к материалам антикоррупционной направленности через средства массовой информации, официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», взаимодействия с гражданами, общественными организациями, представителями предпринимательского сообщества по проблемным вопросам противодействия коррупции.
Мероприятия правовой и антикоррупционной направленности проводятся в образовательных организациях, органах государственной и муниципальной власти, учреждениях, трудовых коллективах и др.
На системной основе функционирует постоянно действующая межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции с участием представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, на заседаниях которой рассматривались результаты выездных проверок органами прокуратуры и правоохранительными органами исполнения законодательства о противодействии коррупции в отдельных муниципальных образованиях, вопросы возмещения ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями и преступлениями, противодействия коррупционным правонарушениям в сфере государственных и муниципальных закупок.
Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции с учетом приоритетности указанного направления деятельности продолжен.