Конфликт интересов
Термин «конфликт интересов» сформулирован в части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), где под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается: на государственных и муниципальных служащих; на служащих Банка России, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Фонде пенсионного и социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного; на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания приведенных законоположений следует, что обязанность по урегулированию конфликта интересов предусмотрена для государственных и муниципальных служащих, а также для иных нормативно установленных категорий лиц, например: лиц, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; руководителей заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителей контрактной службы, работников контрактной службы, контрактных управляющих при осуществлении закупок; медицинских или фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.
При это конфликт интересов у служащего на работе возникает, если соблюдаются следующие условия: служащий занимает определенную должность; он или его близкий родственник может получить выгоду; служащий может нарушить интересы общества и государства.
Необходимо помнить, что основной мерой предупреждения последствий конфликта интересов является его недопущение.
Для того, чтобы избежать ситуации конфликта интересов служащий должен сам оценить будет ли выполняемое им действие оказывать влияние на самого него или близких ему лиц, и при необходимости уведомить работодателя в установленном законом порядке. Наказанием за непринятие мер к урегулированию конфликта интересов является увольнение со службы в связи с утратой доверия.