В этой статье собрали законодательные акты, в соответствии с которыми сотрудники органов принудительного исполнения защищают граждан от незаконного взаимодействия со стороны коллекторов, кредитных и микрофинансовых организаций.
Основной документ, регламентирующий работу ФССП России по данному направлению, это Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Также Постановлением Правительства РФ от 28.11.2023 № 1999 на Федеральную службу судебных приставов возложены полномочия по ведению государственного реестра профессиональных коллекторских организаций и перечня кредитных и микрофинансовых организаций, которые осуществляют деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, а также государственный контроль за деятельностью вышеперечисленных организаций.
Реализуя надзорные полномочия, ФССП России руководствуется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Государственный контроль ведется на основании управления рисками. Деятельность контролируемого лица может быть отнесена к категориям высокого, значительного, среднего и низкого риска, исходя из степени причиненного вреда или ущерба.
При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводится следующие профилактические мероприятия: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование; профилактический визит.
ФССП России вправе проводить контрольно-надзорные мероприятия — документарную и выездную проверки, инспекционный визит (Федеральный закон № 248-ФЗ). Срок проведения документарной и выездной проверок не может превышать десяти рабочих дней.
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий контролирующий орган может истребовать документы, получать письменные объяснения, проводить опрос, осмотр, досмотр, инструментальное обследование.
В случае непредставления, неполного или несвоевременного представления документов объект контроля может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.4.1 и ст.19.7. КоАП РФ.
Порядок рассмотрения обращений граждан, касающихся нарушении прав и законных интересов при осуществлении юридическим лицом действий по возврату просроченной задолженности, регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
Федеральная служба судебных приставов уполномочена получать сведения, необходимые для выполнения возложенных на нее функций, и направлять запросы в кредитные организации, перед которыми у должника сформировалась задолженность.
За нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности предусмотрена административная ответственность согласно ст. 14.57 КоАП РФ.
Перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении профессиональных коллекторских, кредитных и микрофинансовых организаций, утвержден приказом ФССП России от 06.05.2024 № 427.
И в завершение статистка. С января по август 2025 года УФССП России по Калининградской области вынесено 68 предостережений в связи с поступившими от граждан обращениями, касающимися незаконного взаимодействия с ними профессиональных коллекторских, кредитных и микрофинансовых организаций. Также составлено 9 протоколов по ч.1 ст. 14.57 КоАП РФ и 2 протокола по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.





